Группировка и описание товаров — делаем это правильно

Как правильно распределить свои товары по потребительским категориям? Сегодня разберем эту тему на практическом примере.

Представим, что я тружусь в компании «СтройОтдел», которая работает на рынке строительных и отделочных материалов. Естественно, что эта ремонтно-строительная хиромантия может быть похожа на ваши товары, как Буратино на Экскаватор. И, тем не менее, я гарантирую, что все эти методики подойдут абсолютно для любых товаров, в том числе и ваших, ибо они универсальны.

Для грамотного описания своих товаров нужно решить 2 задачи:

  1.  Сделать потребительскую классификацию ассортимента и выделить товарные категории.
  2. Разложить свои товары по этим потребительским категориям (подробнее о потребительских категориях смотрите этот пост ).

То есть в нашем случае необходимо взглянуть на товары для стройки и ремонта с точки зрения обычного покупателя. Как это сделать? Лично я сел и представил, что мне нужно построить и отделать дом. Потом написал укрупненный список того, что для этого понадобится:

Строительство и отделка: Строительная техника, Строительные материалы, Отделочные материалы, Лакокрасочные материалы, Клеевые материалы, Двери, Окна;
Системы жизнеобеспечения: Вентиляция, Отопление, Электрика, Сантехника, Газоснабжение.
Сервисные категории: Инструменты, Крепеж.

Итак, чтобы построить и отделать дом, необходимы 14 потребительских категорий.

Категории строительных материалов

Таким образом мы выполнили первую задачу и сделали потребительскую (рыночную) классификацию товаров по первому уровню. Теперь мы видим полную картину рынка, и можем идти дальше, чтобы понять насколько наше текущее описание товаров в учетной системе соответствует рыночному.

В столбце С этой таблицы находятся категории товаров, выгруженные из 1С моего клиента, а в столбце А категории, которые мы выделили на основании проведенного потребительского анализа рынка.

Группировка товаров

Давайте приведем текущую группировку товаров в 1С к рыночной. Вот что из этого получилось.

Сводная группировка товаров

Вы думаете, что распределить товары по категориям это вот так просто поставить их названия рядом. Это не так. Для того чтобы идти дальше, нам нужно видеть реальные показатели продаж, наценки, клиентскую базу, количество SKU по каждой потребительской категории. Но как быть, если у нас в 1С все сделано совершенно по-другому? Большой вопрос.

Чтобы не изменять данные в учетной системе, проще всего это сделать в другой информационной системе, которая изначально заточена под задачи такого рода. Многие профессионалы считают информационную систему  «Топ-Контроль» идеальным инструментом для решения таких задач.

Используя «ТопКонтроль» у меня появилась возможность вытащить любую аналитику в нужном мне разрезе, а не привязываться к прайсу и распределению товаров в справочниках 1С.

Вот полученный мной результат. Это пример отчета с динамикой продаж по потребительским категориям первого уровня.
Отчет по Категориям товаров в ТопКонтроль

Таким образом, я выполнил вторую задачу и разнес все товары по потребительским категориям, получив возможность вытащить по ним любые аналитические показатели.

Если у вас нет «Топ-Контроль», делайте, что хотите. Распределяйте товары в Экселе, присваивайте им потребительские категории в 1С или в любой другой системе, которой пользуетесь. Главное, чтобы у вас под рукой была полная аналитика в разрезе потребительских категорий, ибо идти без этой информации дальше то же самое, что ехать по Антарктиде на велосипеде.

Теперь важный практический совет.

Очень часто возникает проблема пересечения потребительских категорий.

Простой пример, в моем ассортименте есть такая штука как электрические теплые полы. Вопрос, куда их отправить, в категорию «Электрика» или «Отопление»? Обычный «Топор» — это категория «Инструменты» или «Садовый инвентарь»? Стандартный навесной замок на дверь, куда его отнести, к «Дверям» или к «Хозтоварам». Видите, что один и тот же товар может принадлежать к разным категориям. И что же делать. Мой совет очень прост.

Подойдите к 10 покупателям в своем торговом зале, покажите им список потребительских категорий 1-го уровня, а затем спросите, в какой категории, по их мнению, должны сидеть ну пусть «батарейки», в «Электрике» или в «Хозтоварах».

То есть вы сможете узнать, в какие заранее определенные категории большинство клиентов поместит спорный товар. Это просто, и это правильно.

А теперь небольшое домашнее задание. Оно очень простое.

1. Составьте список из рыночных потребительских категорий 1-го уровня для своего ассортимента.

2. В своей учетной системе, 1С или любой другой, распределите свои товары по этим потребительским категориям, чтобы была возможность анализировать показатели продаж в разрезе Потребительских категорий 1-го уровня.

Продолжение следует… ВидеоВерсия поста

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИСАТЬСЯ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *