Обнуление остатков, как избавиться от этого ЗЛА!

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Сегодня у дяди Севера предельно конкретная задача:Просветить Вас на предмет того как:

  1. Оценить масштабы обнуления остатков товаров на ваших складах и витринах.
  2. Поставить эти показатели на оперативный ежедневный контроль.
  3. Ну а самое главное разобраться, как избежать подобного конфуза в будущем.

Надеюсь не нужно объяснять, что нулевой остаток товара на складе, это как минимум потерянные продажи и прибыль, а как максимум недовольные клиенты, которые на раз могут спрыгнуть за этим товаром к Вашему продвинутому конкуренту, и больше никогда к Вам не вернуться.

Всё это печалит немерено, а посему для начала давайте перечислим…

Причины обнуления остатков

Первая причина — это неверные данные в учетной системе. В 1С на основном складе числится 2 честные табуретки, а по факту их ноль. И неважно по каким причинам их там нет: ошиблись в учете, не нашли на стеллажах, уходя с аэродрома, взяли что-нибудь для дома. Их нет. Точка.

Так вот, основная унылость такой ситуевины в том, что мы увидим это обнуление, только тогда, когда труженики склада или продавцы начнут собирать заказ клиенту. А значит, не сможем его предотвратить.

Хотя минуточку. Я Вам нагло вру. Конечно сможем, если Ваши складские будут ежедневно молиться на одну великую бизнес-икону, которая называется Инвентаризация.

Еще раз. Если у складского работника в рабочее время появилось свободное время, то единственное на что он имеет право его потратить — это инвентаризация. Плановые, внеплановые, выборочные, сплошные. Инвентаризация — это его судьба.

Кстати, Вторая причина, по которой часто происходит обнуление остатков, заключается в крайне противных вещах под названием брак и некондиция. В ведомости по остаткам на складах мы видим 5 килограмм пармезана, а по факту на складе лежит 5 килограмм заплесневелой сырной каши.

Это — остаток? Конечно нет. Это — ноль.

Рецепт остается тем же — Инвентаризация. Причем не только количественная, но и качественная, с выборочной или сплошной проверкой внешнего вида и качества товара.

Переходим к логистике, потому что Третья причина обнуления остатков, называется «Ошибки в распределении».

Привезли не то, привезли не туда, нужно было туда, а они его сюда. Короче, здесь группируем все ошибки, которые возникают при доставке товаров от поставщиков, распределении и перемещении между собственными подразделениями.

Таблетка от такой боли одна. Совершенствование и автоматизация логистических бизнес-процессов вашей компании.

Четвертая причина обнуления остатка банальна и проста. Поставщик или производство не может отгрузить или произвести нужный Вам товар.

Естественно, на эту тему у поставщиков и производства может быть миллион всевозможных отмазок, и выяснять, кто виноват и что с этим делать, нужно в каждом конкретном случае отдельно.

Перед тем  как озвучить Пятую причину обнуления — ласково прошу отгадать одну загадку.  По какому товару нулевой остаток выгоден вашей компании? То есть когда ноль на складе — это праздник, а не поминки.

Догадались? Молодцы, прямо в гаечку, естественно речь идет о товарах, которые мы везем под Заказ наших клиентов.

Посудите сами, если по Заказному товару на остатке ноль, значит клиент его забрал и все шоколадно. А вот если он лежит без движения выше заданного норматива в днях, то пора решать, что с ним делать, ибо это прямая дорога в неликивид.

О неликвидах мы по гланды наговорились в трех прошлых уроках, так что здесь эту тему опускаю, ибо нас ждет последняя,

Шестая причина обнуления остатков, которая называется «Ошибка в закупке».

Здесь все просто. Закупщик ошибся в количестве закупаемого товара и привез на склад меньше чем нужно. Как правило, такая печаль происходит из-за неверного прогноза продаж.

Кстати, согласно исследованиям британских ученых, ошибка в прогнозе продаж -это главная причина обнуления остатков на складах.

Решить эту проблему довольно просто, достаточно использовать при формировании заказа поставщику правильный аналитический инструмент. Например, модуль информационной системы ТопКонтроль «Управление закупками».

Как вы поняли, это не просто реклама, это РЕКЛАМИЩЕ, ибо реально замучился утирать народу сопли и слезы по поводу немереного количества неликвидов и обнуления остатков по каждой второй позиции.

Русский Иванушка — он же загадочный: все плохо, денег на оборотку нет, на складе или ноль, или неликвид, но по фиг, один хрен будет лежать на печке и ждать, когда сказочная щука из проруби вынырнет и турбированный V8 к его печке прикрутит, вместо того, чтобы самому поднять задницу и начать использовать эффективные инструменты, которые у него под носом на расстоянии одного клика обитают.

Хотя может это и правильно. Иванушкам — печки, Абрамовичам — яхты. Пусть в этом мире остается все по чесноку, каждому свое.

Ну а мы переходим к самому интересному.

Контроль обнуления остатков

Сейчас я покажу Вам, как правильно контролировать Обнуление остатков в оперативном режиме, дабы последствия этой катастрофы не стали фатальны для вашего бизнеса.

Но перед этим я расшифрую ключевой показатель, который в момент ответит на вопрос, а не до фига ли у нас нульцов на складе.

Называется этот показатель «Обеспеченность товаром», и формула, по которой он считается, крайне проста.

Нужно взять количество дней, когда товар был в наличии на складе, и разделить на количество дней, которое мы задали в своем отчете, а затем, как водится, умножить на сотку.

На выходе мы получим процент дней, когда товар присутствовал на складе.

И чем он выше, тем больше very good, а чем он меньше, тем больше very bed.

Ну а теперь давайте посмотрим рабочий стол «Монитор обнуления остатков» модуля Инфостена информационной системы ТопКонтроль, который позволит нам контролировать нули на складе. Естественно, что это пример, который можно за пару минут адаптировать под Вашу товарную специфику и орг. структуру.

Монитор обнуления остатков

Первый график на этом рабочем столе показывает общую динамику показателя «Обеспеченность товаром» помесячно. Он показывает, насколько улучшилась или ухудшилась ситуация с показателем обеспеченности в динамике относительно прошлых периодов.

А вот для контроля обеспеченности в разрезе категорий товаров, закупщиков, складов или подразделений лучше, конечно, использовать такую мощную штуку как Точки контроля.

Они позволяют по цвету моментально определить, где у нас основная проблема. Естественно, что красный это плохо, а зеленый — хорошо.

Видя эти три точки, я сразу могу сказать, что критичное обнуление у нас идет по категории «Бигуди» и «Маникюрные ножницы».Точки контроля - Обеспеченность остатков

В подразделениях у нас проваливается магазин «Весна» и секция в торговом центре Максимир, при этом среди Закупщиков самые главные двоечники — это Коля Туманов и Миша Красавин.

Точки контроля удобны для быстрой оценки ситуации, но если возникнет необходимость в более детальной информации, то здесь нам не обойтись без двух глубоких аналитических отчетов.Обеспеченность товаром - Склад/Закупщик

Это отчет с показателем Обеспеченности, разбитый по Закупщикам и Категориям товаров, при этом в столбцах у нас идут склады либо могут идти подразделения, это как мы настроим.

Соответственно в строках выведены Закупщики с разбивкой по Категориям товаров.

Второй аналитический отчет показывает нам Попозиционную, товарную разбивку в разрезе складов.

Попозиционная обеспеченность товаром

И здесь мы можем контролить, какие именно товары обнуляются на наших складах много и регулярно.

Надеюсь, Вы понимаете, что все эти отчеты нужно строить исключительно по рабочему ассортименту, исключая из него позиции, которые мы возим клиентам под заказ.

Благо, что в ТопКонтроль для этого, нужно одно движение.

В общем, подобный набор отчетов выдаст Вам всю необходимую информацию по обнулению остатков, чтобы Вы могли быренько определить, где беда и кто в этом виноват.

Ну а теперь последний и главный вопрос.

Как добиться 100% обеспеченности товаром

Очень просто. Этот список перед Вами.

  1. Постоянная Количественная и Качественная инвентаризация запасов.
  2. Улучшение и автоматизация логистических бизнес- процессов в компании.
  3. Выявление и ликвидация причин, по которым поставщик, производство не может отгрузить, произвести нужный товар.
  4. Использовать модуль «Управление закупками» информационной системы ТопКонтроль.
  5. Эффективная Мотивация Закупщика.

Подробненько остановимся на последнем пункте списка, о котором я промолчал вначале.

Это Мотивация закупщика.

Согласитесь, коль мы беремся контролировать обнуление, значит, за это должен кто то, либо получить премию, либо не получить.

То есть ответственному Закупщику нужно включить в мотивацию выполнение норматива по показателю «Обеспеченность товаром».

И если Вы думаете, что сейчас я вам посоветую установить Закупщикам часть премии за обнуление и умножать ее на процент обеспеченности по итогам месяца, то Вы ошибаетесь.

Не все так просто. Дело в том, что если товара нет на складе, то его там уже нет.

Какая разница, лишим мы премии закупщика за это или нет, продажи и прибыль мы уже потеряли.

Поэтому опыт показывает, что ставить в мотивацию закупщику показатель обеспеченности товаром не сильно эффективно.

Гораздо лучше мотивировать его на соблюдение норматива по показателю «Глубина остатка», потому что такой финт заставит Закупщика действовать заранее, еще до того, как на складе образовался ноль.

Подробную схему такой мотивации я очень доходчиво изложил в этом уроке «Честная мотивация отдела закупок».

Естественно, что фирменные фишки и секреты по эффективной борьбе с обнулением остатков, я приберег для своих клиентов, и здесь не показал.

Прошу прощения за эту дерзость, но бросать настоящее информационное золото в паблик — уж совсем форменная глупость.

Посему главный мой совет такой. Поставьте себе ТопКонтроль, благо это бесплатно, и забудьте что такое ноль на складе. Само собой наша поддержка и помощь в этом благом деле  гарантированы.

А я с вами прощаюсь. Желаю продаж побольше, складских нулей поменьше, позитива и хорошего настроения.

Продолжение следует… ВидеоВерсия поста

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИСАТЬСЯ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *