Ассортиментная планограмма

ВИДЕО ВЕРСИЯ ЗДЕСЬ

Смотреть на RUTUBEСмотреть на DZENСмотреть в VK VideoСмотреть на YouTube

Ассортиментная  планограмма — что это такое и зачем она нужна?

Добрый час, Леди и Джентльмены! Сегодня мы возьмем на абордаж «Ассортиментные планограммы», чтобы узнать какой профит смогут получить от них производители и дистрибьюторы.

«Ассортиментная планограмма» — это ассортиментный план, в котором четко прописаны Группы, Подгруппы и Категории товаров, с которыми мы будете работать в плановом периоде.

Задача этого документа — повысить скорость и точность производственных, маркетинговых и закупочных решений, касающихся ассортимента Ваших товаров.

«Ассортиментная планограмма» покоится на трех слонах —  Стратегия, Плановый уровень и Плановый период.

СТРАТЕГИЯ

«Стратегия» —  набор управленческих решений, которые мы будем применять в Плановом периоде к Плановому уровню, выбранному из маркетингового описания товаров. Понимаю, что определение фееричное, поэтому давайте все упростим.

Чтобы сформировать «Ассортиментную планограмма» нужно взять маркетинговое описание товаров, которое мы сделали на прошлом уроке, и выбрать в нем один из уровней, который будет называться «Плановым».

Элементам этого «планового уровня» мы и будем назначать ассортиментные стратегии, коих существует три вида — Развивать, Держать и Убить. Чем они отличаются друг от друга и что с ними делать, я рассажу в следующем посте.

ПЛАНОВЫЙ УРОВЕНЬ

Логика выбора планового уровня проста. Если компания четко специализированна на какой-то группе товаров и у нее узкий ассортимент, то ее плановый уровень — Категория.

Например, большинство мясокомбинатов работает только с одной ассортиментной группой — колбасные изделия, поэтому логично, что их плановым уровнем будет категория товара.

Если ассортимент очень широкий и разнообразный, допустим, дистрибуция спортивных или хозяйственных товаров, то «плановым уровнем» здесь будет, либо Группа, либо Подгруппа, но ни как не Категория.

Таким образом, решение, какой уровень сделать «плановым»,  зависит от ширины и специфики вашего ассортимента. Но это однозначно должна быть Группа, Подгруппа или Категория, потому что делать Плановым уровнем какую-то характеристику товара, смысла не имеет. Опыт консалтинговых проектов вывел нас на такое правило.

Если к выбранному уровню и его подуровням можно применить одну и ту же стратегию без каких-либо негативных последствий,  то такой уровень можно делать Плановым.

Поясню этот умняк на примере с канцтоварами, который буду показывать в информационной системе «Топ-Контроль», потому что мне так удобней, а Вам наглядней.

В модуле «Управление ассортиментом» я сделал вот такой отчет о продажах товаров за год в разрезе Групп товаров и Потребительских категорий. Он перед вами.

Отчет по группам и категориям товаров

Вопрос первый, какой уровень сделать плановым — Группу или Категорию?

Выбор категории товараКак видите у нас здесь 12 Групп товаров. И самые низкие продажи у Группы Подарки и Сувениры. Раскрываем «Подарки».

Видим две категории «Игрушки» и «Конверты для денег», в наказание за мизерные продажи, принимаем решение категорию Подарки — «Убить». Вопрос, какие печальки возникнут из-за этого с продажами других групп? Да ни каких! 

Категории товаров - Все для школыВозьмем группу «Все для школы», она тут тоже явно лишняя.

Согласитесь, если перестать торговать ее категориями, падение продаж по остальным группам будет нулевым, потому что Группа «Все для школы» имеет локальный сегмент клиентов и не пересекается с остальными группами.

То есть у нас здесь очень четкие границы между Группами, а Категории внутри этих групп достаточно уникальны.

Поэтому, выбрав для конкретной Группы любую стратегию, мы сможем транслировать ее на вложенные Категории, не имея при этом больших проблем.

Кроме того, сам процесс управления 12-тью группами из нашего примера, куда проще  работы со 107 отдельными категориями, которые входят в эти группы. Вот именно поэтому в нашем примере в качестве «планового уровня» целесообразно выбрать именно Группу, а не Категорию товаров.

АССОРТИМЕНТНАЯ ПЛАНОГРАММА

Переходим к практике. Сейчас я покажу Вам, как должна выглядеть «Ассортиментная планограмма». Для этого в наш отчет я добавляю столбец «Стратегия», чтобы получить вот такую картинку.

Стратегии для отдельных групп товаров

Это Группы, с присвоенными им стратегиями. По большому счету это и есть наша Ассортиментная планограмма. Но в ней не хватает двух важных вещей.

Первое, это Новые группы и категории, с которыми мы еще не работали, но планируем начать работу.

Второе, здесь нет Планового периода, на который будет утвержден этот документ.

Именно документ, потому что «Ассортиментную планограмму» нужно зафиксировать в виде отдельного документа, действие которого будет распространяться на плановый период, который я рекомендую установить равным 6 месяцам. Хотя он может быть и меньше, если вы работаете в сфере hi-tech или fashion индустрии, где все может скиснуть за месяц.

Пересматривая и обновляя свою «Ассортиментную планограмму» как минимум два раза в год, Вы гарантированно будете держать руку на пульсе рынка, не упуская новые прибыльные товарные ниши и вовремя избавляясь от устаревшего ассортиментного барахла.

Посему давайте выгрузим наше творение в Excel и добавим ему шапку, в которой укажем плановый период и дату очередного пересмотра.

Ну а чтобы все было строго по феншую, в этот бланк нужно добавить новые группы и категории товаров, с которыми хотите поработать в будущем. Таким категориям можно присвоить четвертый тип стратегии под названием — Новинка.

Документ - Ассортиментная планограмма

Вот и все. Осталось распечатать наше творение, подписать его и развесить над столами у всех заинтересованных лиц в Отделе маркетинга, Отделе продаж, Отделе закупок и на Производстве.

На этом позвольте закруглиться, потому что на вопрос  «Как определить какую группу развивать, какую держать,  какую прибить» я отвечу в следующих уроках.

А сейчас, пожалуй, самое время подписаться на мою рассылку, чтобы гарантированно получать новые ключевые уроки этого курса одновременно с чемпионами.

 

 

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ УРОКА

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *