ВИДЕО ВЕРСИЯ ЗДЕСЬ
Достопочтенные дамы и господа, Алексей Север приветствует Вас в своем блоге. Надеюсь, что сегодняшний сеанс расслабляющего массажа на тему Разновидностей складских запасов, будет Вам не столько приятен, сколько чертовски полезен.
Дело в том, что трепанация ваших складских завалов, лечение хронической нехватки оборотных средств и правильная терапия обнуления остатков, без этой обязательной процедуры ну никак невозможна. И для начала давайте ответим на банальный вопрос.
Что такое запас?
Запас — это количество единиц каждого товара в натуральном и денежном выражении, которое сейчас лежит на Вашем складе.
Так вот, самое интересное это то, что объем запаса, физически являясь одним и тем же товаром, может иметь совершенно разную закупочно-складскую сущность. Поэтому давайте разберемся, на какие группы и типы можно разделить свой складской запас в целях его оптимизации и эффективного управления.
Например, на нашем складе хранится 200 заводных чебурашек. Наша задача разобраться — по каким типам может быть распределен этот запас.
Рабочий запас
Первая глобальная группа называется Рабочий запас. Внутри этой группы я разделяю остатки на четыре типа.
Оперативный запас
Первый тип — Оперативный запас. Это количество товара, которого хватит для удовлетворения запросов всех потенциальных клиентов от текущего момента до следующего прихода от поставщика.
Теперь на пальцах. Своих чебурашек я привожу от поставщика один раз в 10 дней. Последняя поставка была 6 дней назад. По прогнозу продаж за оставшиеся 4 дня до следующей поставки я продам 80 зверьков. Так вот, эти 80 штук из 200, которые лежат на складе, и будут моим Оперативным запасом.
И все бы хорошо, но есть одна печалька. Я не Ванга, не Нострадамус и даже не Вольф Мессинг. Поэтому угадать, что мы продадим именно 80 штук, а скажем не 90, ну это из разряда фантастики.
То есть 80 штук Оперативного запаса — это наиболее вероятный прогноз моих продаж. Однако, ежели я не хочу отправлять своих клиентов в веселое пешее из-за отсутствия товара, я заложу еще штук 15 в качестве Страхового запаса на случай неожиданного появления какого-нибудь нового фаната моих чебуранов.
Страховой запас
То есть Страховой запас создается на случай неожиданного и спонтанного роста наших продаж.
Под заказ
Третий вид запасов создается исключительно под конкретного клиента. Например, 5 чебурах я ставлю в резерв для моего друга Гены, который обещал забрать их в понедельник. Соответственно, и название у этого вида запасов будет простым и банальным — Под заказ.
Товар в пути
Последний тип запасов из группы Рабочий запас — это Товар в пути. Он приписан именно к этой группе, потому что пока этот товар не оприходован на склад, абсолютно непонятно, куда его засунуть. Пусть сидит здесь, надеюсь, Вы не против. На этом с Рабочим ассортиментом все.
Таким образом, в группе «Рабочий ассортимент» у меня получилось суммарно 100 плюшевых зверей. Вопрос: «Куда деть остальных?»
Сверхнормативный запас
Чтобы это выяснить, переходим ко второй группе, которую я назвал Сверхнормативные запасы. В эту группу попадают запасы, которые не нужны нам вот прямо сейчас.
Рыночный запас
Первый тип этой группы именуется Рыночный запас. Причины его создания могут быть разными, например:
- поставщик обещал через неделю знатно поднять цены;
- производитель останавливает конвейер на профилактику и не будет производить наших чебурашек целый месяц;
- на горизонте маячит рост курса доллара, а у нас цена товара завязана с ним напрямую.
То есть на решение о создании такого запаса могут повлиять любые причины глобального рыночного характера.
Сезонный запас
Второй тип сверхнормативного запаса называется Сезонным. Понимая, что через 3 недели Новый год, мы заранее привозим 30 дополнительных чебурашек на склад, дабы в канун праздника, когда ожидается взрывной рост спроса, не обламывать детишек с таким чудным подарком.
Промо-запас
Запасы, которые необходимы для поддержания продаж в период проведения рекламных, стимулирующих и всяких прочих BTL-акций, называются Промо-запас. Естественно, если у вас такие акции не планируются, то и запас этот ни к чему хорошему не приведет.
Ошибочный запас
Последний и, к сожалению, самый популярный у закупщиков тип Сверхнормативных запасов называется Ошибочным. Сюда попадает банальная перетарка склада, сделанная по ошибке в силу кривоумности специалиста по закупкам, безответственности отдела продаж или же вредности и капризности клиентов.
Сейчас нам не сильно важна причина их появления, важен результат, а именно наличие на складе чебурашек в количестве 50 штук сверх необходимого запаса до новой поставки.
Мертвый запас
Естественно, что от Ошибочного запаса нам нужно избавляться с 3 космической скоростью, дабы он не переехал у нас в третью, самую противную группу, которая именуется Мертвый запас.
Неликвидный запас
Какие типы запасов сидят в этой группе? Первый тип — Неликвиды. К Неликвидам я отношу запасы кондиционного товара, не потерявшего своих потребительских свойств, но абсолютно не востребованного покупателями в рамках стандартных ценовых и сервисных условий.
Проще говоря, на складе лежит товар, который на наших стандартных условиях показывает нулевые продажи в течение определенного разумного промежутка времени.
О том, как выделить неликвиды на своем складе, мы будем разговаривать в отдельном уроке и, поверьте, у нас там будет много интересного.
Бракованный и некондиционный запас
Второй тип Мертвых запасов — Брак. Здесь все проще. Это товар, имеющий физические дефекты, из-за которых он частично или полностью перестал удовлетворять запросы наших клиентов. Просроченные товары также относятся к этой категории.
С первого взгляда с Браком вроде все просто, оторвали Мишке лапу, переводим на склад Брака. А вот куда, например, отнести табуретку, у которой чуть-чуть поцарапана ножка: к неликвидам, браку или оставить ее в оперативном запасе, установив спеццену, это вопрос для наших будущих постов.
Рекламации
Последний тип запасов — Рекламации, детали или запчасти, предназначенные для ремонта или восстановления товара, который мы уже продали клиенту.
Внереализационный запас
С «Мертвыми запасами» мы разобрались. У нас осталась последняя группа, которую я назвал Внереализационные запасы.
Сырье и материалы
Сюда мы включаем два типа запасов. Первый — Сырье и материалы. Они нам нужны, если мы производственная компания. Я не буду углубляться в тонкости этого типа запасов, делить его на тару, упаковку, полуфабрикаты и прочее. Думаю, что с ними все понятно.
Рекламные и промо-материалы
Второй тип запасов — Рекламные материалы, которые нужны Отделу маркетинга и Отделу продаж для презентации и продвижения наших чебуреков своим клиентам. Листовочки, постеры, стикеры, сувенирчики, магнитики и тому подобное.
Вот и все. Перед Вами сводная схема с группировкой запасов товаров на складах, и теперь вы знаете, какие виды запасов существуют.
А вот что нам с ними делать и как эту инфу прикрутить к нашей реальной закупочно-остаточной жизни, я расскажу в следующих уроках.
На десерт же посмотрите вот такую табличку. В ней по строчкам идут Группы и типы запасов, которые мы с вами сегодня разблюдовали, а по столбцам типы Складов, которые мы разводили во втором уроке этого курса «Развод складов».
Она наглядно показывает, какие запасы, на каких складах должны отдыхать. Тут все просто, надеюсь, сами во всем разберетесь.
Вот и все. Хорошего Вам дня, удачи и больших продаж. Будут вопросы, пишите в личку top@topcontrol.ru. Welcom на наш сайт topcontrol.ru.
ВИДЕО ВЕРСИЯ УРОКА