Эффективная группировка Складских Запасов

ВИДЕО ВЕРСИЯ ЗДЕСЬ

Смотреть на RUTUBEСмотреть на DZENСмотреть в VK VideoСмотреть на YouTube

Достопочтенные дамы и господа, Алексей Север приветствует Вас в своем блоге. Надеюсь, что сегодняшний сеанс расслабляющего массажа на тему Разновидностей складских запасов, будет Вам не столько приятен, сколько чертовски полезен.

Дело в том, что трепанация ваших складских завалов, лечение хронической нехватки оборотных средств и правильная терапия обнуления остатков, без этой обязательной процедуры ну никак невозможна. И для начала давайте ответим на банальный вопрос.

Что такое запас?

Запасэто количество единиц каждого товара в натуральном и денежном выражении, которое сейчас лежит на Вашем складе.

Так вот, самое интересное  это то, что объем запаса, физически являясь одним и тем же товаром, может иметь совершенно разную закупочно-складскую сущность. Поэтому давайте разберемся, на какие группы и типы можно разделить свой складской запас в целях его оптимизации и эффективного управления.

Например, на нашем складе хранится 200 заводных чебурашек. Наша задача разобраться — по каким типам может быть распределен этот запас.

Рабочий запас

Первая глобальная группа называется Рабочий запас. Внутри этой группы я разделяю остатки на четыре типа.

Оперативный запас

Первый тип — Оперативный запас. Это количество товара, которого хватит для удовлетворения запросов всех потенциальных клиентов от текущего момента до следующего прихода от поставщика.

Теперь на пальцах. Своих чебурашек я привожу от поставщика один раз в 10 дней. Последняя поставка была 6 дней назад. По прогнозу продаж за оставшиеся 4 дня до следующей поставки я продам 80 зверьков. Так вот, эти 80 штук из 200, которые лежат на складе, и будут моим Оперативным запасом.

И все бы хорошо, но есть одна печалька. Я не Ванга, не Нострадамус и даже не Вольф Мессинг. Поэтому угадать, что мы продадим именно 80 штук, а скажем не 90, ну это из разряда фантастики.

То есть 80 штук Оперативного запаса — это наиболее вероятный прогноз моих продаж. Однако, ежели я не хочу отправлять своих клиентов в веселое пешее из-за отсутствия товара, я заложу еще штук 15 в качестве Страхового запаса на случай неожиданного появления какого-нибудь нового фаната моих чебуранов.

Страховой запас

То есть Страховой запас создается на случай неожиданного и спонтанного роста наших продаж.

Под заказ

Третий вид запасов создается исключительно под конкретного клиента. Например, 5 чебурах я ставлю в резерв для моего друга Гены, который обещал забрать их в понедельник. Соответственно, и название у этого вида запасов будет простым и банальным — Под заказ.

Товар в пути

Последний тип запасов из группы Рабочий запас — это Товар в пути. Он приписан именно к этой группе, потому что пока этот товар не оприходован на склад, абсолютно непонятно, куда его засунуть. Пусть сидит здесь, надеюсь, Вы не против. На этом с Рабочим ассортиментом все.

Таким образом, в группе «Рабочий ассортимент» у меня получилось суммарно 100 плюшевых зверей. Вопрос: «Куда деть остальных?»

Сверхнормативный запас

Чтобы это выяснить, переходим ко второй группе, которую я назвал Сверхнормативные запасы. В эту группу попадают запасы, которые не нужны нам вот прямо сейчас.

Рыночный запас

Первый тип этой группы именуется Рыночный запас. Причины его создания могут быть разными, например:

  • поставщик обещал через неделю знатно поднять цены;
  • производитель останавливает конвейер на профилактику и не будет производить наших чебурашек целый месяц;
  • на горизонте маячит рост курса доллара, а у нас цена товара завязана с ним напрямую.

То есть на решение о создании такого запаса могут повлиять любые причины глобального рыночного характера.

Сезонный запас

Второй тип сверхнормативного запаса называется Сезонным. Понимая, что через 3 недели Новый год, мы заранее привозим 30 дополнительных чебурашек на склад, дабы в канун праздника, когда ожидается взрывной рост спроса, не обламывать детишек с таким чудным подарком.

Промо-запас

Запасы, которые необходимы для поддержания продаж в период проведения рекламных, стимулирующих и всяких прочих BTL-акций, называются Промо-запас. Естественно, если у вас такие акции не планируются, то и запас этот ни к чему хорошему не приведет.

Ошибочный запас

Последний и, к сожалению, самый популярный у закупщиков тип Сверхнормативных запасов называется Ошибочным. Сюда попадает банальная перетарка склада, сделанная по ошибке в силу кривоумности специалиста по закупкам, безответственности отдела продаж или же вредности и капризности клиентов.

Сейчас нам не сильно важна причина их появления, важен результат, а именно наличие на складе чебурашек в количестве 50 штук сверх необходимого запаса до новой поставки.

Мертвый запас

Естественно, что от Ошибочного запаса нам нужно избавляться с 3 космической скоростью, дабы он не переехал у нас в третью, самую противную группу, которая именуется Мертвый запас.

Неликвидный запас

Какие типы запасов сидят в этой группе? Первый тип — Неликвиды. К Неликвидам я отношу запасы кондиционного товара, не потерявшего своих потребительских свойств, но абсолютно не востребованного покупателями в рамках стандартных ценовых и сервисных условий.

Проще говоря, на складе лежит товар, который на наших стандартных условиях показывает нулевые продажи в течение определенного разумного промежутка времени.

О том, как выделить неликвиды на своем складе, мы будем разговаривать в отдельном уроке и, поверьте, у нас там будет много интересного.

Бракованный и некондиционный запас

Второй тип Мертвых запасовБрак. Здесь все проще. Это товар, имеющий физические дефекты, из-за которых он частично или полностью перестал удовлетворять запросы наших клиентов. Просроченные товары также относятся к этой категории.

С первого взгляда с Браком вроде все просто, оторвали Мишке лапу, переводим на склад Брака. А вот куда, например, отнести табуретку, у которой чуть-чуть поцарапана ножка: к неликвидам, браку или оставить ее в оперативном запасе, установив спеццену, это вопрос для наших будущих постов.

Рекламации

Последний тип запасов —  Рекламации, детали или запчасти, предназначенные для ремонта или восстановления товара, который мы уже продали клиенту.

Внереализационный запас

С «Мертвыми запасами» мы разобрались. У нас осталась последняя группа, которую я назвал Внереализационные запасы.

Сырье и материалы

Сюда мы включаем два типа запасов. Первый — Сырье и материалы. Они нам нужны, если мы производственная компания. Я не буду углубляться в тонкости этого типа запасов, делить его на тару, упаковку, полуфабрикаты и прочее. Думаю, что с ними  все понятно.

Рекламные и промо-материалы

Второй тип запасов —  Рекламные материалы, которые нужны Отделу маркетинга и Отделу продаж для презентации и продвижения наших чебуреков своим клиентам. Листовочки, постеры, стикеры, сувенирчики, магнитики и тому подобное.

Вот и все. Перед Вами сводная схема с группировкой запасов товаров на складах, и теперь вы знаете, какие виды запасов существуют.

Общая схема группировки запасов на складах

А вот что нам с ними делать и как эту инфу прикрутить к нашей реальной закупочно-остаточной жизни, я расскажу в следующих уроках.

На десерт же посмотрите вот такую табличку. В ней по строчкам идут Группы и типы запасов, которые мы с вами сегодня разблюдовали, а по столбцам типы Складов, которые мы разводили во втором уроке этого курса «Развод складов».

Сводная таблица групп запасов и типов складов

Она наглядно показывает, какие запасы, на каких складах должны отдыхать. Тут все просто, надеюсь, сами во всем разберетесь.

Вот и все. Хорошего Вам дня, удачи и больших продаж. Будут вопросы, пишите в личку top@topcontrol.ru. Welcom на наш сайт topcontrol.ru.

ВИДЕО ВЕРСИЯ УРОКА

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *