ВИДЕО ВЕРСИЯ ЗДЕСЬ
Доброго Вам здравечка. Славно, что заглянули ко мне в класс. Садитесь за любую парту и я начинаю урок. Дзинь — дзинь.
И перед тем, как размораживать денежки, лежащие в ваших запасах, увеличивая при этом качество обслуживания клиентов, нужно в обяз сделать одну вещь, а именно систематизировать склады в Вашей учетной системе.
Думаю — вы в курсе, что при настройке любой мало-мальски путевой учетной системы, будь то 1С или любая другая, первым делом в ней заводят Склады. И очень няшно, если эти склады заводились на трезвую голову с рулеткой, штангенциркулем и дальномером, а если нет…
Порою реально ржу и плачу, когда у клиента один физический склад, а он открывает свой справочник складов в 1С и там понеслось: Склад носков, Склад трусов, Склад кальсон. То есть группы товаров выделены в отдельные склады, а физически склад один. Некоторые умудряются из своих менеджеров делать склады. Склад «Альберт Сушков». Ну, это как, нормально? И такая эквилибристика сплошь и рядом.
В итоге вся эта самодеятельность утыкается в полную неразбериху при попытке проанализировать остатки. А, главное, провоцирует реальный бардак на физическом складе компании.
Я допускаю, что может быть объективная необходимость выделять «Галю — бухгалтера» или поставщика «Ромашка» в отдельный склад, но все равно категорически НЕ согласен с этим и считаю, что кроме путаницы при анализе складских запасов, это ничего не даст. Есть другие легальные способы разводить остатки по номенклатуре, поставщикам или подотчетным лицам, но только не надо это делать через создание для них отдельного склада.
Сейчас, исходя из накопленного опыта, я нарисую Вам простую и логичную структуру складов, а брать ее за основу или нет — решать вам.
Эффективная группировка складов
Физические склады компании
На первом уровне у нас всегда находится территориально обособленное физическое место размещения товара.
Первый уровень — это реальные Физические склады. Это может быть: здание, помещение, бокс, ангар, вагончик, просто место, где хранятся ваши товары.
Если у вас один физический склад, можно назвать его «Основной склад».
Если два, то — «Основной склад 1», «Основной склад 2».
Если есть филиалы или магазины, то структура может быть такой :«Склад офис», «Склад филиал 1», «Склад филиал 2» или «Магазин 1», «Магазин 2» и так далее.
Сами понимаете, выбор названия — это чисто на ваш вкус и цвет, главное, не замылить суть.
Виртуальные склады компании
На втором уровне — внутри физических складов — нужно нарезать Виртуальные склады. На них мы положим определенные категории товаров, в зависимости от их сущности или назначения. Внутри «Основного склада» могут быть выделены следующие типы складов.
Склад продаж. Здесь мы храним нормальный, годный товар для продажи своим конечным клиентам.
Склад сырья и материалов. Производственные компании хранят на нем все то, из чего производят то, что лежит на складе продаж. К этому же типу складов относятся склады: полуфабрикатов, незавершенного производства, отходов производства, тары и упаковки…
Склад Брака. Здесь живут товары, которые потеряли свои потребительские свойства и в принципе не могут быть проданы. Сломанные, поврежденные, поцарапанные, некомплектные, просроченные и т.п. и т.д. Соответственно, со склада брака эти убитые экземпляры могут отправиться по следующим адресам: возврат поставщику, разбор на запчасти, сдача как вторсырье, подарок кошечкам, собачкам или тупо вывоз на свалку.
Склад слива. Туда мы переводим кондиционные, но неликвидные товары, от которых нам надо избавиться как можно быстрее. Тему неликвидов мы будем препарировать чуть позже, сейчас просто один пример. На Складе слива могут храниться товары, которые вы решили вывести из ассортимента, распродать и больше никогда не заказывать.
Только что перечислил Вам три базовых склада, которые есть или должны быть у всех. Наличие остальных складов зависит от специфики вашего бизнеса, короче желательно, но не обязательно. Переходим к ним.
Склад Недостач
Наш четвертый склад называется склад Недостач. Зачем оно надо. Да затем, что если в субботу вы провели инвентаризацию, и у вас вылезла недостача в 100 штук самого нужного товара, то, извиняюсь за вопрос, куда ее засунуть? Впрочем, если у вас нет грустинок под названием недостачи, или вы их моментально списываете в утиль, можете не заводить такой склад в системе.
Склад Рекламаций
Пятый склад называется склад Рекламаций. Поясняю. Представьте, что Вы торгуете мебелью. Привезли клиенту шкаф, а у него поцарапана дверь, причем это заводской брак. Вы пишите письмо производителю, что он плохой мальчик и просите прислать новую дверь. Через 10 дней производитель присылает вам эту дверь и до того момента, как вы отвезете ее счастливому клиенту, она и будет храниться на складе Рекламаций. Больше ее деть некуда: это не товар, это не брак, это не слив.
Возможно, у вас нет Рекламаций, а есть запчасти. Нареките этот склад «Запасные части» или «Гарантийный склад». Название не принципиально, а принципиальна суть.
Рекламный склад
На Рекламном складе мы храним: кепочки, брелочки, листовочки и прочий информационно-рекламный материал. Понятно, что такой склад нужно выделять, если этого самого рекламного материала под потолок и стоит он недешево.
Склад Возвратов
Следующий Cклад Возвратов имеет смысл заводить, если товар, возвращенный от ваших клиентов, требует проверки или диагностики. На время этой проверки все возвратные ТМЦ и будут пускать пузыри на складе возвратов, чтобы потом проверяющий решил, куда их двинуть: на Склад продаж, в Брак или на Слив.
Схема складов компании
А это резюмирующая схема моего складского спича.
Естественно, что кроме обозначенных складов, у Вас могут быть свои специфические склады, которые вам по настоящему нужны. Допустим, склад алкогольной продукции, потому что она должна храниться и учитываться на отдельном складе. Какие-то другие варианты, о которых я просто не знаю. Главное, чтобы в итоге можно было быстро увидеть точные данные, на каком складе какой товар лежит, проанализировать его остатки и понять, зачем он там нужен.
С виртуальными складами для Основного физического склада мы разобрались, остались склады филиалов и торговые точки.
Склады филиалов и торговые точки
С филиалами все просто: структура складов филиалов может либо дублировать структуру основного склада, либо нет. Все зависит от специфики ваших бизнес-процессов.
Если филиал должен сам сливать свои неликвиды, значит, выделите там отдельный склад Слива для этих паразитов, если возвращает их на Центральный склад, то этот склад ему не нужен.
Короче — светлый ум, логика и рационализм — вам в помощь. Больше время на это не тратим.
С торговой точкой все немного сложнее. Все зависит от ее формата и размера. По большому счету внутри физического склада Торговая точка можно выделить три виртуальных склада.
Основной склад Торговой точки. На него приходуется товар и хранится до того, как будет перемещен в торговый зал или выставлен на витрину.
Второй склад можно называть по-разному.
Для магазинов и супермаркетов — это Торговый зал. В мебельных магазинах говорят Выставка. В одежках-застежках — Шоу-рум. Для ювелирных салонов больше подойдет название Витрина. Короче это Склад, на котором выставлены образцы для покупателей.
Ну и третий склад — это наш любимый…
Склад брака. Его можно заводить, а можно и не заводить. Это опять же зависит от регламента и процедуры работы с этим злом. По Торговой точке у меня все.
Склад Товар в пути
Последний тип склада, о котором будет разговор, не сильно важен для аналитики и управления эффективностью запасов, но крайне критичен для оперативного учета и называется Товары в пути.
Предположим, мы везем товар с центрального склада в магазин или другой филиал, то есть он в пути.
Центральный склад за него уже не отвечает, но и материально-ответственное лицо на складе филиала или магазина тоже не при делах. Водила — царь и бог для наших товаров-пока они трясутся у него в кузове.
Поэтому эти товары должны быть зафиксированы на отдельном складе, дабы не было никаких вопросов в плане оперативного учета и материальной ответственности.
Общая схема складов компании
На этом закончим. Вы видите структуру складов, В чем тайный смысл каждого из них, я пояснил.
Эту простую и логичную структуру складов мы настраивали в разных компаниях, и было от этого им только счастье.
Гешефт этой схемы в том, что она позволяет быстро и оперативно:
- Анализировать и видеть корректные показатели по своим запасам.
- Тотально контролировать неликвидную продукцию и вести с ней непримиримую войну.
- У вас не будет замыливаться и теряться: брак, рекламации, возврат. Они будут списываться вовремя и без ошибок.
- Вы сможете отслеживать эффективность выставочных образцов в торговых залах и шоу-румах. Вовремя корректировать их состав или длину выделяемой под них полки.
- Прозрачная и понятная структура позволит вашим складским работникам корректно проводить: инвентаризации, вести точный учет и текущий контроль за физическим наличием товара на складе, не путаясь в складах с тайными названиями — Саша, Даша или Глаша.
Удачи Вам и больших продаж.
ВИДЕО ВЕРСИЯ УРОКА