Управление закупками ч. 1 — С чего начать и чем закончить…

Комплексная схема работы с товаром, ассортиментом, запасами

Доброго, Дамы и Господа! Сегодня у нас знаковый урок-превью к моему новехонькому курсу «Управление закупками», аналогов которому не то что в рунете, но и в буржунете днем с огнем не сыщешь.

Как обычно за всю инфу отвечаю лично, все предельно практично, результативно, без воды и сложно вывернутого пижонства.

А начнем мы с ответа на простой вопрос — «Что такое закупки?»

ЗАКУПКА ТОВАРА и СНАБЖЕНИЕ в чем разница…

У себя мы делим этот бизнес-процесс на две части: Снабжение и Закупка товара. В чем отличие.

СНАБЖЕНИЕ — это покупка товара у поставщика, для любых целей кроме перепродажи.

Купили сырье и материалы для производства, приобрели канцтовары для сотрудников, сувенирку, спец. одежду, кондишен в офис. Все это поставки товаров для собственного внутреннего потребления организацией. Именно эту процедуру мы называем — Снабжением.

ЗАКУПКА — это закупка товара у поставщика исключительно для перепродажи своим конечным клиентам. То есть для обеспечения торговой деятельности организации.

Понятно, что этот бизнес-процесс во весь рост цветет и пахнет в оптовых и розничных торговых компаниях.

И именно Закупке товаров, а не Снабжению посвящается этот курс.

Естественно, что большинство методов и алгоритмов, которые я покажу здесь, легко и изящно прикручиваются к любой снабженческой движухе. Как не крути, а Снабжение и Закупка — ягодки с одной подводной лодки. Посему сейчас не сильно важно, снабженец Вы или закупщик. Смотрите, вникайте, и будет вам счастье.

Переходим к главной цели этого курса, на котором нам нужно научиться закупать оптимальный объем товаров у своих поставщиков, минимизируя при этом объем складских запасов и предотвращая обнуление остатков по ходовым позициям.

Товарный паровоз

Для разминки давайте прокатимся на Товарном паровозике.

Потому что без понимания этой схемы, можно убиться о стену, но так и не научиться грамотно и эффективно управлять закупками.

Схема работы с товаром

Первый вагончик нашего паровозика называется:

«Управление ассортиментом» — нам нужно загрузить его оптимальным набором товаров.

Чтобы это сделать легко и красиво, нужно правильно описать свои товары в учетной системе, раскидав их по группам, подгруппам и категориям.

После чего провести ассортиментный анализ, по результатам которого сформировать ежедневно обновляемую Ассортиментную матрицу.

Ну а конечный результат бизнес-процесса «Управление ассортиментом» — это ежедневно обновляемый список товаров, который разбит на шесть статусов.

Товары со статусом «Новинка» необходимо искать и закупать. С «Матричными», «Рабочими» и «Заказными» позициями работаем в штатном режиме. От товаров со статусом «Лузеры» и «Нет продаж» избавляемся и выводим их из ассортимента, либо наоборот «Развиваем».

Вы просто поймите одну штуку. Перед началом любой закупочной операции у вас в системе должна быть именно такая градация товаров, потому что закупка матричных, то есть особо значимых товаров, и товаров-лузеров, это совершенно разная закупка, как технически, так и методически.

И на одном из будущих уроков я Вам это докажу. А пока идем дальше.

Мы поработали с Ассортиментом, разобрались кто ху из ху у нас в товарах, и теперь начинаем закупать эти товары малыми и большими партиями.

Закупаем, закупаем, закупаем… Продаем, продаем, продаем… Вопрос, что мы получаем на выходе?

А на выходе мы получаем склады, на которых лежит некий товарный запас, который необходимо постоянно контролировать и анализировать.

И делать мы это будем в рамках бизнес-функции, которая называется:

«Управление запасами» — его результатом является разделение всех товаров по Статусу запаса. И таких статусов может быть четыре — Супернеликвидный запас, Сверхнормативный запас, Рабочий запас и Обнуление.

Разнесение текущего запаса по этим группам покажет Вам, насколько эффективно работает Отдел закупок, то есть мы сможем оценить качество Управления закупками.

Этот паровозик с тремя вагонами и есть тот бронепоезд, на котором ваш бизнес приедет в коммунизм.

Потому что ни о каком эффективном управлении закупками не может быть речи, пока Вы не научитесь эффективно рулить своим ассортиментом и постоянно контролировать свои запасы.

А вот тут внимание! У меня для Вас две новости… и обе не плохие, а прямо-таки шикарные.

Во-первых, научиться управлять ассортиментом и запасом товаров на складах Вы можете в течение ближайших суток. Для этого нужны пара стаканов попкорна и бутылка колы, ибо не каждому самураю по плечу совсем без энергетиков отсмотреть и воткнуть в смысл вот этих двух плей-листов на ютьюбе.

Плейлист «Управление ассортиментом»

Плейлист «Управление запасами на складах»

В общем, учебные курсы «Управление ассортиментом» и «Управление запасами» уже готовы, получились они на загляденье. Учитесь и радуйтесь. Как говорится робот в помощь.

Ну а второй позитивчик в том, что сегодня к этим двум курсам добавился третий.

Имя ему «Управление закупками»

Так вот, если никаких инопланетных форс-мажоров не случится, то наполню я его быстро и весело, совершенно волшебной инфой о том, как правильно закупать товар без осложнений, побочных эффектов и рецидивов.

Со схемой глобального «Управления товаром» мы разобрались, а главное увидели, что место вагончика «Управление закупками» аккурат посередине.

Надеюсь, что к этой минуте со мной остался народ профессиональный, любознательный и пытливый, которому по настоящему интересно разгрузить закупочную вагонетку и посмотреть на золото — бриллианты, которые там заныканы.

Как говорится, захотелось — сделалось.

Комплексная схема закупки товара 

Переходим к детализации задач, которые необходимо ежедневно решать любому закупщику, и пофиг, кто он на самом деле, человек или робот.

Сейчас я нарисую стандартный алгоритм закупки товара, и мы кратко по нему пробежимся.

Комплексная схема закупки товаров
Комплексная схема закупки товаров на склад

Первый блок называется «Схема поставки». На этом этапе мы должны смоделировать карту физических потоков товаров между поставщиками и складами компании, а так же схему перераспределения товаров между нашими собственными складами.

Хотите узнать, как это сделать? Ноу проблем. Подписывайтесь на анонсы блога INFOSTENA, проверите алгебру гармонией в первых рядах.

На втором шаге необходимо описать наши «Точки поставки». Что это?

«Точка поставки» — это набор товаров, который мы закупаем одним лотом у одного или нескольких поставщиков и доставляем за одну транспортную итерацию.

Можно проще — это список товаров, на который мы делаем заказ поставщику и к которому могут быть применены транспортные и финансовые ограничения.

Еще проще. Вы заказываете товар А, В, С у поставщика М, загружаете и везете одной машиной. При этом по условиям договора сумма заказа должна быть не менее пяти миллионов рублей, а вес товара не более двадцати тон.

Это пример описания условной Точки поставки. Естественно, что количество Точек поставки зависит от количества поставщиков, с которыми Вы работаете, количества SKU в прайсе и логистической специфики бизнеса.

На третьем шаге нам нужно описать «Товар», который мы планируем заказывать у поставщика. Есть ли у товара характеристики, аналоги, комплекты. В каких единицах измерения мы должны его заказать. Хватит штук или нужны килограммы, коробки, паллеты. Есть ли у товара ограничения по минимальному количеству поставки или сроку годности. Решения по всем этим вопросам мы принимаем именно на уровне Товар.

Следующий самый загадочный и сложный шаг в управлении закупками — это «Прогноз расхода товара». Здесь нужно спрогнозировать, сколько единиц каждой позиции мы планируем продать в будущем.

Естественно, что помимо правильного выбора стат. методов для расчета, необходимо учесть сотку факторов, которые влияют на прогноз продаж. Сезонность, маркетинговая активность, нетипичные продажи, погода, природа. Здесь надо учесть все факторы, которые могут повлиять на прогноз продаж.

Пятый шаг — это финишная прямая. Непосредственный «Расчет заказа поставщику».

Какой остаток товара мы имеем на складе, сколько товара зарезервировано под клиентов, сколько времени мы будем везти товар от поставщика, на сколько дней нам должно хватить привезенного запаса, какой уровень сервиса мы должны обеспечить нашим клиентам. Ответы на эти вопросы напрямую влияют на расчет окончательного объема заказа по каждой товарной позиции.

Ну а на финише мы имеем «Заказ поставщику» и его отправку по адресу. Впрочем, тут начинается самое интересное, ибо нужно решать, кто будет делать и отправлять заказ поставщику Человек или… Робот.

Ну да об этом пока молчок, ибо палить тотально засекреченного Робота-закупщика еще не время.

Итак, перед Вами схема всего нашего курса, по которой мы промчимся весело и с ветерком, получив на выходе заслуженный профит в виде оптимального товарного запаса на своих складах.

В работе Закупщика есть несколько функций, которые выходят за рамки процесса закупки товаров, приведенного на схеме. О чем речь. О договорной Работе с поставщиками, формировании Бюджета и Плана поставок, ведении Платежного календаря и Мотивация отдела закупок.

Полная схема закупки товара
Полная схема закупки товара у поставщика

Эти задачи мы так же изучим в этом курсе. Так что знания вы получите фундаментальные и закупать будете на 100500 пятерок с плюсом, но при одном условии.

Считать и формировать свои заказы Вы должны не в Excel, а в нормальной информационной среде, которую в пять минут можно заточить под себя, а потом балдеть, наблюдая как другие полдня корячатся над тем, что вы делаете на третьей сверхзвуковой шагом 100 метров в секунду.

Короче, сразу говорю, что фанаты карандаша, ластика и деления в столбик могут идти пасти оленей.

Мой курс для людей ленивых, но не бестолковых. Он для настоящих профи, которым в радость сгрузить на машину всю тупую работу, понимая при этом, как эта машина работает, что делает и почему именно такой результат выдает.

Впрочем, врать не буду, во всей этой сказке, есть один напряг. Никакая машина, никакой робот в ресторан или баню с поставщиком не сходит, посему битву за приятные условия поставки, скидки, бонусы, отсрочки полюбас вести Вам. Но тут уж извиняйте.

Всем спасибо! Удачи, больших продаж, приятных закупок. Как говорится, to be continued.

Продолжение следует… ВидеоВерсия поста

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИСАТЬСЯ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *